Подшипник в технике - что кислород в жизни человека. Но подшипниковая отрасль в нашей стране оказалась аутсайдером технического прогресса, и весь парк высокоскоростных машин, механизмов и оборудования вынужден использовать зарубежные морально устаревшие подшипники, которые служат считанные месяцы. Не случайно незадолго до кризиса премьер-министр Владимир Путин активно предлагал создать в стране мощный подшипниковый центр. Да, говорил он, мы не можем догнать развитые страны по всем параметрам, но мы должны выбрать для себя направления главных ударов, те сферы развития, где у нас есть серьезный задел. Так вот: сегодня у нас появилась реальная возможность обойти всех "по подшипникам". Дело в том, что в одной российской компании создано изделие, долговечность которого при частоте вращения вала более 80 тысяч оборотов в минуту достигает шести лет в условиях трехсменной работы и превосходит срок жизни аналогичного по размерам подшипника с двумя наружными полукольцами в 38 раз, а обычного радиально-упорного подшипника - в 230 раз. Ведущие западные фирмы могут только мечтать о таких показателях. Казалось бы, ура и вперед. Но волна восторгов быстро схлынула, и наступила пауза, которую у нас так хорошо умеют держать функционеры технического прогресса. Да, подшипник необходим, он принесет миллиарды рублей потенциальной экономии. Но для его адаптации нужны еще испытания, деньги, затраты времени и нервов. Кто будет этим заниматься? И вот изобретатели отправлены в длинный путь по инстанциям, который, причудливо извиваясь, в итоге превратился... в круг. И сложнейшие научные проблемы кажутся им теперь мелочью перед бюрократической канителью. Процесс доведения новой техники до рынка сейчас требует поистине спринтерской скорости. Где оно, новое поколение управленцев - быстрых, ответственных и решительных? Где маркетологи, которые помогут провести презентации, испытания, согласования с теми, кому такой подшипник жизненно необходим, и вывести изобретение на рынок? Видимо, у нас в стране их вообще не существует. И инновационные программы, краеугольный камень современной технической политики, без этой инфраструктуры рискуют остаться на бумаге навсегда. Зато иностранные компании, более мобильно и эффективно решающие подобные проблемы, сразу же проявили готовность к сотрудничеству. Но - после продажи им в собственность патента на изобретение. И если это произойдет, отечественные предприятия так и будут покупать себе "кислород" за рубежом.
Источник: http://www.izvestia.ru/letters/article3131748/